Развитие слухового внимания

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.

    
 Техника выполнения упражнений:
     - воздух набирать через нос
     - плечи не поднимать
     - выдох должен быть длительным и плавным
  - необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно  придерживать руками)
   - нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению


КОМПЛЕКС
ДЫХАТЕЛЬНОЙ    ГИМНАСТИКИ
№ 1

ПЕТУХ И КУРЫ» 
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Отвести руки в сторо­ны — вдох, хлопать ими по бёдрам — вы­дох. Выдыхая, произ­носить «ку-ка-ре-ку, куд-ку-дах, ку-ка-ре-ку, куд-ку-дах». Повторить 3—4 раза.

«ТРУБАЧ»
Сжать кисти рук, составить их в трубочку. Приставив «трубочку» к губам и немного подняв вверх, медленно вы­дыхая, громко произ­носить: «п-ф-ф-ф». Повторить 3—5 раз.

 «ЧАСЫ»
  Встать прямо, руки опустить, ноги слег­ка расставить. Разма­хивая прямыми рука­ми назад и вперёд, (вдох — выдох), про­износить: «тик-так». Повторить 8—12 раз

«ТИХОХОД»
Ходьба на месте с вы­соко поднятыми коле­нями. На 2 шага сде­лать вдох, на 6—8 шагов — выдох. Вы­дыхая, произносить: «ти-ш-ш-ше». Повторять упражнение в течение 1 минуты.

«НАСОС»
 Встать прямо, руки опущены, ноги вместе. Сде­лать вдох, затем наклон туловища в сторону — выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить: «с-с-с-с», «с-с-с-с-с». Повторить 6—8 наклонов в каждую сторону.

«ВЫРАСТУ  БОЛЬШОЙ»
Встать прямо, ноги вместе, руки поднять вверх, потянуться, подняться на носки, делая вдох; опустить прямые руки через стороны вниз, опу­ститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4—6 раз.

«ПАРОВОЗ»
  Ходьба с попеременными движениями рук вперёд – назад. Во время ходьбы произносить «чух – чух – чух». Повторять упражнение 20 – 30 сек.

«НА ПЕРЕКЛАДИНЕ»
Встать, ноги вместе, гимнастическую палку дер­жать в обеих руках горизонтально перед со­бой. Поднять палку вверх, подняться на носки, делая вдох; палку опустить назад за голову на плечи — длинный выдох. Выдыхая, произно­сить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3—5 раз.



КОМПЛЕКС
ДЫХАТЕЛЬНОЙ    ГИМНАСТИКИ
№ 2


Упражнение 1.   Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть

                                      звук «М – М - М».
     


Упражнение 2.   Сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую и левую
                                     ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю пальцем.


Упражнение 3.   Закрыть  правую ноздрю и на выдохе протяжно тянуть
                                      «Г – М – М»,  затем закрыть левую ноздрю и проделать                          то же   самое.




Упражнение 4.  Сделать  вдох носом, зачем на выдохе протяжно
                                   тянуть звук «Л – Л – Л» одновременно поднимая руки вверх.



Упражнение 5.   Дети через нос с шумом набирают воздух, задержав
                                     дыхание на 1-2 сек., с шумом выдыхают воздух через рот                      со звуком «У – У - У – У» { губы сложены трубочкой).

Упражнение 6.    Длительно, на одном дыхании произносить звуковые ряды:
А
А - У
А – У - О
А – У – О - Ы
А – У – О– Ы - Э

 КОМПЛЕКС
ДЫХАТЕЛЬНОЙ    ГИМНАСТИКИ
№ 3
 «ДЯТЕЛ»  
Погладить нос (боковые ча­сти носа) от кончика к пере­носице — сделать вдох. На  выдохе постучать по крыльям носа указательным пальцем (5—б раз).
                          Пестрый дятел тук да тук, слышим мы знакомый звук.                                    
Это с той зеленой ели раздается громкий стук.

        «ВАСИЛЁК»   
Сделать по 8—10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем — через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
Распустился наш цветок — ярко-синий василек.
Ну пойдем скорей гулять, аромат его вдыхать!

«БЫЧОК» 
Сделать вдох носом. На вы­дохе протяжно тянуть звук М одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
Вышел на лужок бычок  с черным пятнышком бочок.
Ты уж не бодайся, с нами занимайся!

«ЗАМОЧЕК»  
При вдохе оказывать сопро­тивление входящему воздуху, надавливая на крылья нос пальцами. Во время более про­должительного выдоха сопро­тивление должно быть пере­менным за счет постукивания по крыльям носа.
Дверь с тобой мы закрываем, на замочек запираем.
Не успели мы закрыться, кто-то в дверь уже стучится.

«ГНОМИК»  
Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с по­стукиванием по крыльям носа произнести «БА – БО - БУ» и «ГМ – М – М»
Наш веселый добрый гном часто размышляет.                                                                                  Звуки «ба-бо-бу» и «гм-м-м»  вслух он повторяет.

«ШАРИК»   
Быстро втянуть внутрь жи­вота брюшные мышцы, одно­временно сделав резкий  выдох через нос (3—4 раза).
Будто шариком играем: наш животик мы сдуваем.                                                                           Дружно все вдохнули: шарик наш надули.

«ДОКТОР»   
Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько воз­можно, высунуть язык, стара­ясь кончиком его достать до подбородка, произнести «а-а-а» (5—6 раз).
Горлышко свое мы доктору покажем.
Чтобы все увидел — «А – А – А»  ему мы скажем.


КОМПЛЕКС
ДЫХАТЕЛЬНОЙ    ГИМНАСТИКИ
для формирования воздушной струи

«ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА»
 (вы­работка длительной, направ­ленной воздушной   струи). Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный ша­рик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

  «КТО ДАЛЬШЕ ЗАГОНИТ МЯЧ»
 (вы­работка плавной, непрерывной струи, идущей посередине язы­ка). Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла посере­дине языка, и сдуть ватку на про­тивоположный край стола.

«ПАРОВОЗИК СВИСТИТ»
(выра­ботка плавной, непрерывной струи). Взять чистый пузырек и поднес­ти его ко рту. Кончик языка слег­ка высунуть так, чтобы он касал­ся только края горлышка. Выды­хать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не вы­полнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.

«ФОКУС», «ПАРАШЮТИК»
 (на­правление воздушной струи по­середине языка). Рот приоткрыть, язык «чашеч­кой» выдвинуть вперед и припод­нять, плавно выдохнуть на ват­ку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

«ОХОТНИК ИДЁТ ПО БОЛОТАМ»
(распределение воздушной струи по бокам). Губы растянуть в улыбке, язы­чок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпаю­щий звук.
 «ФАСОЛЕВЫЕ ГОНКИ». 
 (выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка). Коробка из-под конфет оборудо­вана, как дорожки для бегунов-«фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.

 «УЗНАЙ, ЧТО ЭТО?»  
(развитие обо­няния и глубокого вдоха). На тарелочках лежат кусочек лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие травы с харак­терным запахом и флакончик ду­хов. Сначала изучаются и запо­минаются запахи, а затем по ним отгадываются предметы с закры­тыми глазами.
1.


«ЧЬЯ ФИГУРКА ДАЛЬШЕ УЛЕТИТ?»
 (развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ).
На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги (или салфеток) фи­гурки птиц, бабочек, цветов, ры­бок, снеговиков. Каждый ребенок садится напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналам «полетели», «поплыли», «побежа­ли» для разных фигурок обозна­чается движение. Одни дети дуют на фигурки, а остальные следят.


«КОРАБЛИК».   
(чередование силь­ного и длительного плавного выдоха).
Потребуются таз с водой и бумаж­ные кораблики. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука [ф]. Для имитации порывистого ветра губы складыва­ются, как для звука [п]: «п-п-п». Можно дуть, вытянув губы трубоч­кой, но не надувая щек.

«ГОРОХ ПРОТИВ ОРЕХОВ».
  (чере­дование длительного плавного и сильного  выдоха).
Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» — трубочки для кок­тейля. Выигрывает тот, кто бы­стрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2—3 горошины и 2—3 ореха) предварительно разбросаны по всему полю.

«МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ».
  (развитие меткости выдыхаемой струи).
Победителем конкурса становит­ся тот, кто выдует самый боль­шой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нуж­но точно дунуть в колечко, ина­че пузырей не будет.

«НОВОГОДНИЕ ТРУБОЧКИ - ШУТКИ».
   (развитие длительного плавного и   сильного выдоха).
Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумаж­ный язычок.

«НАДУЙ  ИГРУШКУ».
  (развитие сильного плавного выдоха).
Небольшие надувные игрушки дети приносят из дома. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в от­верстие игрушки. Потом можно с ней поиграть.




Комментариев нет:

Отправить комментарий

День Космонавтики

День Космонавтики, как и любая важная дата календаря, празднуется в детском саду различными мероприятиями. Для ребят тема космоса очень инте...