ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. Что это такое? Как его правильно выполнять?
Графические диктанты – один из самых
результативных методов развития пространственного воображения ребенка. Они
помогают достичь точности в движениях руки, учат ловко пользоваться ручкой и
карандашом, ориентироваться в пространстве. А свободное ориентирование ребенка
в пространстве – это залог успешного освоения учебного материала.
Кроме того, такие задачи кажутся
очень интересными для детей. Они – словно игра, в процессе которой ребенок
наблюдает маленькое чудо: на его глазах, благодаря его собственным действиям в
ячейках появляется определенный герой или предмет, страница тетради оживает.
Во время выполнения таких графических
упражнений воспитывается трудолюбие, усидчивость, развивается фантазия. Дети
испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на их
эмоциональное состояние.
Обычный красивый рисунок может создать
лишь способный ребенок, а нарисовать по клеточкам сможет каждый! Это
вдохновляет ребенка и придает ему уверенности в своих силах.
Зачастую графические
диктанты используют в практике диагностики.
Графический диктант
можно выполнять в двух вариантах:
1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
2.Взрослый диктует
последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево,
вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает
методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.
Графические диктанты могут быть
дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой.
В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, чёткую и грамотную речь,
развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности
предметов, пополняет свой словарный запас.
Задания должны быть подобраны по
принципу «от простого к сложному». Если вы начинаете заниматься с ребенком по
этим графическим диктантам, выполняйте с ним задания по порядку: начинайте с
самых первых простых диктантов и постепенно переходите к более сложным.
Для занятий необходима тетрадь в
клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить
неправильную линию.
Первое время - помогайте малышу,
следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен
удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.
Ваша задача – помочь ребенку в
игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками. Поэтому никогда
не ругайте его. Если у него что-то не получается, просто объясните, как надо
делать правильно. Чаще хвалите малыша, и никогда ни с кем не сравнивайте.
Продолжительность одного занятия с
графическими диктантами не должна превышать 10 – 15 минут для детей 5-ти лет,
15 – 20 минут для детей 5 – 6-ти лет и 20 – 25-ти минут для детей 6 – 7-ми лет.
Но если ребенок увлекся, не стоит
останавливать его и прерывать занятие.
Обратите внимание на посадку
ребенка во время выполнения диктанта, на то, как он держит карандаш. Покажите
малышу, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и
среднего пальцев. Если ребенок плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки
в тетради.
Перед каждым занятием обязательно
поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Покажите
ему, где право, где лево, где верх, где низ. Обратите внимания малыша, что у
каждого человека есть правая и левая сторона.
Объясните, что та рука, которой он
ест, рисует и пишет – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей
наоборот, левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая
рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая.
После этого можно открывать тетрадь
и учить ребенка ориентироваться на листе бумаги. Покажите ребенку, где у
тетради левый край, где правый, где верх, где низ.
Можно объяснить, что раньше в школе
были наклонные парты, поэтому верхний край тетради и назвали верхним, а нижний
нижним. Объясните малышу, что если вы говорите «вправо», то надо вести
карандашом «туда» (вправо). А если говорите «влево», то надо вести карандашом
«туда» (влево) и так далее. Покажите малышу, как надо считать клеточки.
Когда ребенок нарисует рисунок, поговорите о том, что есть предметы и есть их изображения. Изображения бывают разные: фотографии, рисунки, схематичное изображение. Графические диктанты – это схематичное изображение.
Мы с нашими ребятами
каждую неделю выполняем графические диктанты. Изображения подбираются в
соответствии с лексической темой недели.
Комментариев нет:
Отправить комментарий