Д/и «Много-один»
Цель: образование существительных в ед. числе
Сапоги - сапог, носки – носок, варежки – варежка, ботинки –
ботинок, перчатки – перчатка, тапочки – тапочек, кроссовки – кроссовок и т.д.
Д/и «Скажи наоборот»
Цель: образование антонимов
длинная юбка -…короткая юбка, большие носки -…маленькие
носки,
зимняя одежда
-…летняя одежда, чистые
ботинки -…грязные ботинки,
широкая юбка – … узкая юбка, длинное пальто – … короткое пальто,
белый пиджак – … черный пиджак. и
т. д.
Пришивать – отрезать, Яркий – бледный, Снимать – надевать,
Толстый – тонкий, Вешать – снимать, Сухая – сырая,
Расстёгивать – застёгивать, Лёгкий – тяжёлый,
Завязывать-развязывать, Дорогая – дешёвая, Чистить – пачкать, Длинный-короткий,
Шнуровать – развязывать, Твёрдый – мягкий, Найти – потерять,
Покупать – продавать, Старый – новый, Намочить – высушить,
Высокие-низкие, Много-мало, Детский-взрослый.
Д/и «Назови ласково»
Цель: упражнять
детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
–чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.
Ход игры: педагог называет
предмет маминой одежды или обуви, а ребенок - Таниной, причём называет его
ласково, например,
- У мамы платье, а у Тани … платьице. У мамы блузка, а у Тани …
- У мамы туфли, а у Тани … туфельки. У мамы перчатки, а у Тани…
- У мамы брюки, а у Тани … брючки. У мамы кофта, а у Тани …
- У мамы куртка, а у Тани … курточка. У мамы шарф, а у Тани…
Д/и «Всё
наоборот»
Цель: образование глаголов
муж. и жен. рода и согласование их с существительным
Катя разделась, а Дима…оделся,
Катя застегнула пуговицы, а Дима…расстегнул пуговицы,
Катя обулась, а Дима…
Катя надела свитер, а Дима…
Катя развязала шарф, а Дима… и т. д.
Д/и «Что из чего?»
Цель: упражнять
в образовании относительных прилагательных.
Ход игры: педагог сообщает:
- У мамы и у Оли много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем,
из чего и какие бывают предметы одежды.
- Платье из шёлка (какое?) – шёлковое.
- Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная.
- Сапоги из кожи (какие?) – кожаные.
- Сапоги из резины (какие?) – резиновые.
- Пальто из драпа (какое?) – драповое.
- Брюки из вельвета (какие?) – вельветовые.
- Блузка из хлопка (какая?) – хлопковая.
- Шуба из меха (какая?) – меховая.
Д/и «Подбери слова»
Цель: образование сущ. Винит. падежа
- что вяжут?.. шапку, варежки…
- что шьют?.. платье, пальто…
- что надевают?.. куртку, юбку…
- что обувают?.
сапоги, валенки…
- что завязывают?.. шнурки, шарф… и т. д.
Д/и «Жадина»
(«Мой, моя, моё»)
Цель: согласование сущ. ед. и мн. числа с
притяжательными местоимениями мой, моя, мое.
Ход игры: педагог раскладывает на столе предметы
одежды и обуви. Предлагает ребёнку внимательно посмотреть на них и сказать, к
какому предмету подходит слово «мой», «моя», «мои», «моё».
Мой (что?) – свитер, сарафан, шарф, костюм…
Моя (что?) – куртка, кофта, шуба, юбка …
Мои (что?) – сапоги, туфли, шорты, брюки…
Моё (что?) – платье, пальто
(можно
усложнить: моя юбочка, мои юбочки)
Д/и «Сравнилки»
Цель: развитие логического мышления, умения сравнивать
предметы
Детям предлагается сравнить перчатки и варежки, зимнюю одежду и летнюю одежду, …
Д/и «Для чего это нужно?»
Цель: развитие связной речи
Для чего нужен? (карман, пуговицы, шнурки, рукава, воротник
… и т. д.).
Д/и «Добавь словечко»
Цель: образование сущ. Творит. падежа
Пуговицу пришиваем чем? (иглой).
Одежду гладим чем? (утюгом).
Ткань разрезаем чем? (ножницами)
Блузку стираем чем? (мылом).
Обувь чистим чем? (щеткой)
Варежки вяжем чем? (спицами) и т. д.
Д/и «Исправь предложение»
Цель: развитие слухоречевого внимания и восприятия
- Одежда была грязная
потому, что ее постирали.
- Платье было мятое, потому что его погладили.
- Мама гладил юбку.
- Папа завязала шнурки. и т. д.
Д/и «Чего нет?»
Цель: образование сущ-х в ед.. числе Род. падежа
Платье - нет чего? …нет платья, сапог – нет чего? … нет
сапога,
Шапки - нет чего? …нет шапки, кепка – нет чего? … нет
кепки,
Блузка – нет чего? … нет блузки, ботинок – нет чего? … нет
ботинка и т.п.
Д/и «Подберите слова»
Цель: формирование умения подбирать прилагательные к
существительному (синонимы)
Шуба какая?-…теплая, пушистая, мягкая, новая, длинная,
красивая, зимняя…;
Туфли какие? - … черные, удобные, новые, красивые, кожаные…
Платье какое? … красивое, длинное, вечернее, нарядное,
шелковое
Блуза – какая?- …шёлковая, разноцветная, лёгкая …
Куртка – какая?-…осенняя, удобная, лёгкая …
Свитер – какой?-...тёплый, вязаный, шерстяной …
Кеды – какие?-…спортивные, модные, мягкие …
Д/и «Разложи по полочкам»
Цель: упражнять
в классификации предметов одежды, обуви и головных уборов.
Ход игры. Педагог показывает картинку шкафа с полками и сообщает:
- Посмотрите – это шкаф. Каждый предмет в шкафу имеет своё место: головные
уборы хранятся на верхней полочке, обувь – на нижней, а одежда – на средней
полочке. Давайте разложим картинки с изображением различных предметов одежды,
обуви и головных уборов по своим местам. Дети раскладывают картинки и
объясняют:
- шапку я кладу на верхнюю полку, потому что это – головной убор;
- кофту я кладу на среднюю полку, потому что это – одежда;
- туфли я кладу на нижнюю полку, потому что это – обувь.
Д/и «Что лишнее?»
Цель: формирование умения находить лишний предмет и
объяснять, почему он лишний.
Ход игры. Педагог показывает ребёнку картинки (или словесно),
просит назвать их, указать в каждом ряду лишнюю картинку и объяснить, почему
она лишняя.
- Юбка, брюки, сапоги,
кофта. Что лишнее? Сапоги - потому что, это обувь.
- Одежду стирают, купают, гладят,
сушат. Выделите лишнее слово.
Д/и
«Закончи предложение»
Цель: употребление
в речи глаголов
- Покупая в магазине обувь,
покупатель (что делает?) …покупает.
- Ухаживая за обувью,
человек (что делает?) … ухаживает.
- Надевая платье, девочка (что делает?)… одевает.
- Обувая сандалии, мальчик (что делает?) … обувает и т. д.
Упражнение
«Подбери словечко и повтори»
Цель: употребление в речи сущ-х в В.п. и Р.п мн.числа
У Вани рубашка, у мальчиков ..., а в магазине много ...
У Маши кофта, у девочек ..., а в магазине много ...
У мамы платье, у женщин ..., а в магазине много ...
У папы шляпа, у мужчин ..., а в магазине много …
Комментариев нет:
Отправить комментарий